?

Log in

No account? Create an account

Полный Дзен.

Мир как воля и представление.


Previous Entry Share Next Entry
Евсюткин Дмитрий

Дхармашастра Ману


Рассказывают, что мудрый царь Ману, прежде чем написать свои законы, указавшие каждому подданному его место в обществе и его долг перед обществом, много путешествовал. А поскольку он бы человеком простым в общении и воздержанном в еде, то путешествовал по Индостану с пастушьими стадами, неспешно созерцая жизнь людей и животных, глубоко проникая в суть мироздания.
В те времена тучные стада перегонялись из города в город на огромные ярмарки, и чтобы стадо дошло в целости и сохранности, и дало царю большую прибыль, в пути его сопровождали могучие охранники и опытные продавцы.

Пастухам, он определил роль жрецов, мудрых наставников, дхармой (долгом) которых стало постижение Сущного, через непривязанность к материальным благам, познание мира, и укрощение страстей.
Главная же роль пастырей в материальном мире заключалась в мудрых наставлениях всем кастам, в толковании вед, в сохранении и преумножении стада.

Стадо он назвал шудрами (слугами). Они были обязаны служить всем остальным кастам, подчиняться им, и беспрекословно идти, куда указывает пастырь.

Стадо охраняли бывшие разбойники и убийцы, которых для исправления характера, он назвал кшатриями, а их долгом определил охрану всех остальных каст. И поскольку благосостояние кшатриев напрямую зависело от того как упитаны бараны и как хороша у них шерсть, основным своим долгом они стали считать сохранение и преумножении стада.

Отбросы общества, которые не умели ничего, кроме того, чтобы обманывать, Ману назвал варной вайшьев, и разделил их на три касты: купцов, землевладельцев и ростовщиков. Дхармой этой варны он назвал извлечение прибыли, и ввиду того, что благосостояние вайшьев напрямую зависело от того как, были упитаны бараны, и как хороша у них шерсть, основным своим долгом они стали считать сохранение и преумножении стада.

И чтобы никто из высших каст (он назвал их «дважды рождёнными») не узурпировал власть, каждой касте были даны строгие предписания (Закон).

Так мудрый Ману определил сословную иерархию древнеиндийского общества и установил гармонию, в которой все варны (касты) должны были жить в симбиозе, где каждый только выигрывал в правильном выполнении своего долга.
Чтобы бараны правильно исполняли свой долг (а бараны, признаться, всегда были туповаты) Ману дал им надежду на то, что в следующей инкарнации любой шудра может стать кшатрием или вайшьей. Если, конечно, будет неукоснительно будет выполнять свою дхарму.

Свет знаний, которую Ману дал людям, помог создать в Индостане огромные и богатейшие государства, которым завидовало население всей Ойкумены.
***
Спустя множество столетий, а может и тысячелетий, мудрец по имени Лао Цзы назвал эту гармонию словом «Дао»:
«Если не превозносить восхвалениями неких избранных, то в народе не будет зависти. Если не восхвалять драгоценности материального мира, то не будет воров.
Мудрый правитель не создаёт народу соблазнов, но заботится о том, чтобы народ был сытым.
Но если в стране отвергли Дао — начинаются разговоры о «гуманизме», «правосудии» … Но в этой ситуации такого рода мудрствование есть лишь великое лицемерие!

Подобно этому, когда в семье раздор, — начинаются требования «сыновней почтительности» и «отцовской любви» …
А когда в целом государстве царит такой беспорядок — то появляются лозунги «патриотизма», «любви к отечеству» … Когда будут устранены такого рода ложь и лицемерие — народ будет счастливее во сто крат. Лживость, жажда наживы, воровство, жестокость к живым существам — всё это исчезнет тогда, когда люди будут обладать истинными знаниями. Ибо все пороки людские — от недостатка знаний».
***
Заратустра сказал: хаос – есть отсутствие гармонии, невежество – есть отсутствие знания, ложь – есть отсутствие правды, а тьма – это всего лишь отсутствие света.
***
Когда-то давно Платон написал про государство примерно следущее:
Несчастья и беды обрушиваются на государство, когда в нём не соблюдают гармонию. Жрецы в таком государстве обуяны стяжательством, воины похотью и ленью, вайшьи промышляют воровством в ущерб обществу, а в стаде появляются слишком много нищих и болтунов. Такие государства обречены на разрушение…

P.S. В данных рассуждениях я поставил знак равенства между кастой и варной, а так же между долгом и дхармой, хотя это не совсем так.

Posts from This Journal by “Дао” Tag

  • Чудо и телевизор. Даосская притча

    Не так давно, когда концепция безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального…

  • Как познать человека

    Как-то один из величайших мастеров Дзен - учитель Винни-Пух прогуливаясь с Пятачком по лесу просветлённо заметил: - Посмотри на пчёл, они собирают…

  • Достойный государь

    Однажды доблестный император Вэнь спросил своего учителя по имени Тайгун: Мир полон государств - одни из которых очень бедны, другие очень богаты.…

  • Дзенские притчи "Корабля дураков".Часть 1.

    «В те времен​а, когда все еще подчинялось Правильному Зако­ну, существовало бесчисленное количество обращенных, кото­рые постигли…


promo shri_boomer март 29, 2015 23:15 56
Buy for 100 tokens
Как-то Шри Бумер пришел на съезд просветленных Гуру Всея Руси. В президиуме присутствовали: а. Сад Гуру Джаяшива Курочкина – просветленный мастер Адвайты. б. Сен Сей Кобылкина Зинаида - Мастер рейки. в. Бхагаван Шри Вася Потапов – ошовский саньясин, получивший просветление, после…

  • 1
livejournal December 4th, 8:36
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

shri_boomer December 5th, 12:07
Спасибо, добрый робот!

  • 1