Евсюткин Дмитрий Иванович (shri_boomer) wrote,
Евсюткин Дмитрий Иванович
shri_boomer

Category:

Крестьянство и вегетарианство


Обсуждали намедни, чем мы питались в Советском союзе, насколько был разнообразен рацион, и что ели в деревне. Поскольку всё детство мы прожили в деревне,причем летом в настоящем селе, в Горьковской области, то я себе хорошо представляю крестьянскую пищу.

Чего там не было?

Напрочь отсутствовала, к примеру, говядина. Корова считалась священным животным, а бычков сдавали на вес.
Свинина была на столе несколько раз в году, когда кто-то из соседей или родственников закалывал поросенка. Обычно тушу делили между соседями.
Детям доставались уши, часть порося жарилась, и несколько семей устраивали праздник живота.

Периодически в супе появлялась домашняя курица. Жарить эту беговую породу было бессмысленно.
Дед держал кроликов, поэтому нередко ели крольчатину с картошкой, приготовленную в чугунке, в русской печке.
Рыба, если и появлялась на столе, то только свежевыловленная – обычно караси, которых жарили в сметане. Жариться караси не хотели, и подскакивали на сковородке на полметра вверх, приходилось зорко следить за тем, чтобы они не улетели.

Колбасы отродясь никакой не было, но холодец и сало присутствовали. Страсти к пельменям в деревне не наблюдалось тоже, но если их делали, то как правило из магазинного мяса, потому что домашнюю свинину никто на фарш не переводил.

В суп мясо клалось для вида, обычно какая-то кость, которая имитировала запах и вкус. И это конечно были щи или борщ. Много поздней, уже в середине 90-х, я увидел, как в Германии русские эмигранты варят щи с курицей. Причём ведрами. Мы называли это блюдо «немецкие щи».

Вообще крестьянские супы любых стран – это всегда пустой бульон, много картофеля и овощей, сало или бекон. Задачей супа являлось накормить как можно больше людей, и как можно сытнее, при этом используя минимум мяса.
Кушай тюрю, Яша!
Молочка-то нет!»
— Где ж коровка наша?
— Увели, мой свет
Барин для приплоду
Взял ее домой!
Славно жить народу
На Руси святой!

Тюря, кстати, это нарезанный хлеб, сухари или корки, покрошенные в молоко или квас, сдобренные небольшим количеством постного масла и соли. Иногда туда клали лук. Но зачастую – это просто хлеб, размоченный в воде.
Минестроне, щи, журек, гаспачо, чечевичный, луковый, картофельный и овощные супы разных народов, отражают как нельзя точнее тот факт, что мясоедение в крестьянской среде распространенно не было. И не могло быть, в силу объективных причин.

А что мы в деревне ели, в основном?

Молоко, масло, творог, яйца, каши, макароны, картофель. Хлеб в виде: блинов, оладьев, плюшек, пирожков, пирогов, бубликов, баранок, сухарей, пряников и еще несколько десятков хлебобулочных изделий.
Овощи и зелень с огорода, фрукты из сада, ягоды, грибы, орехи из леса. При этом напрочь не помню репу, ни пареную, ни варенную.
По большим праздникам – сыр.

Надо полагать, что дореволюционное крестьянство, численность которого в империи достигала 80 %, питалось намного скромнее.
Вначале прошлого века сельский учитель пишет о жизни в деревне: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один – два раза в год по большим праздника…»
Поговорка «Щи да каша – пища наша» как нельзя более точно отражает рацион крестьянина.
Мясо в те времена крестьянин ел только по очень большим праздникам, а основой питания сельской семьи являлись овощи и продукты растительного происхождения.

Получается, что три четверти населения страны, по сути, были вегетарианцами, при этом занимались тяжёлым трудом и жили в нелёгких климатических условиях.

Пьянства в деревне, на рубеже 1970 года, я тоже не помню. В колхозе обычно было пару штатных алкоголиков, которые служили мальчиками для биться. Их наказывали, воспитывали, выставляли в качестве наглядного примера, и они были просто необходимы, чтобы общество чувствовало себя обществом.

Помню после сбора сена, когда работают все от мала до велика, от зари до темна, на ужин ели вареные яйца, немного сала, хлеб, сметану, в процессе стакан самогонки, а затем обязательная баня. Никаких посиделок до утра, никаких «надо было брать три».

Интересно, что мои бабки и тётки, из тех, кто остался жить в деревне, редко кто не доживал до 80 лет, а некоторым сейчас уже под девяносто. Интересно и то, что никто из них сильно не болел.

Растительная пища, церковные посты, труд на свежем воздухе, вода из ключа или колодца, жизнь без полуфабрикатов и промышленных консервов, это ли не рецепт долгой и здоровой жизни?

Русского человека ничем не извести, если он живёт по заветам предков, попомните мне любители хамона, стейков и пармезана…
Tags: вегетарианство, еда
Subscribe

Posts from This Journal “еда” Tag

promo shri_boomer Березень 29, 2015 23:15 56
Buy for 100 tokens
Как-то Шри Бумер пришел на съезд просветленных Гуру Всея Руси. В президиуме присутствовали: а. Сад Гуру Джаяшива Курочкина – просветленный мастер Адвайты. б. Сен Сей Кобылкина Зинаида - Мастер рейки. в. Бхагаван Шри Вася Потапов – ошовский саньясин, получивший просветление, после…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments